Плата котла Ariston Clas 24FF — назначение и функции реле

В данной публикации приведена схема соединений реле котла Ariston Clas 24FF и входных цепей питания (220 В). Рассказывается о назначении того или иного реле, типах используемых реле, возможной их замене. Описаны коды ошибок, которые могут возникнуть при неисправностях реле, показано  расположение реле на электронной плате котла. 

В котле Ariston Clas 24FF для управления исполнительными устройствами используется шесть реле. Исполнительных устройств четыре: циркуляционный насос, вентилятор принудительной тяги, газовый клапан с устройством розжига, сервопривод трехходового клапана. Схема соединений исполнительных устройств и релейной коммутации показана ниже.

 Схема соединений исполнительных устройств и релейной коммутации котла Ariston Clas 24FF 

На фото показано расположение реле на электронной плате.

Расположение реле на плате котла Ariston Clas 24FF

В таблице приведены типы реле, их обозначение на схеме и коммутируемые ими цепи.

Обозначение
контактов
реле на схеме
Коммутируемая цепьТип реле
(возможная замена)
RL01Цепь 220 В.
Питание вентилятора
принудительной тяги
(вкл/выкл)
F3AA024E FUJITSU
(G5NB-1A-E OMRON)
(JZC-43F HONGFA)

RL02.1Цепь 220 В.
Переключение состояния
электропривода трехходового
клапана (горячее водоснабжение
или отопление)
JW2SN Panasonic
(RT424024 TYKO)
RL02.2В данной модификации
котла не используется
JW2SN Panasonic
(RT424024 TYKO)
RL03Цепь 220 В.
Переключение скорости
циркуляционного насоса
JS24-K FUJITSU
(RY611024 TYKO)
RL04Цепь 220 В.
Питание циркуляционного
насоса (вкл/выкл)
F3AA024E FUJITSU
(G5NB-1A-E OMRON)
(JZC-43F HONGFA)
RL05Цепь 220 В.
Питание на блок розжига
и газовый клапан
F3AA024E FUJITSU
(G5NB-1A-E OMRON)
(JZC-43F HONGFA)
RL06Цепь 220 В.
Питание на блок розжига
и газовый клапан
F3AA024E FUJITSU
(G5NB-1A-E OMRON)
(JZC-43F HONGFA)

В третьем столбце таблицы в скобках приведены аналоги реле по размерам корпуса и электрическим характеристикам.  Конечно, при возникновении неисправности лучше устанавливать оригинальные реле, ну или те, в надежности которых вы уверены. Например, мой Ariston Clas отработал уже около 10 лет, за все это время ни одно реле не вышло из строя. Необходимо обратить внимание на расположение выводов реле F3AA024E, оно отличается по расположению выводов от своих аналогов. На плате предусмотрена установка этих реле с двумя вариантами расположения выводов (предусмотрены дополнительные отверстия). Если на плате этого не предусмотрено, то установка реле с другим расположением выводов может оказаться проблематичной.

Немного о входных цепях питания котла Ariston Clas 24FF.  Как видно из схемы в разрыв фазной цепи включен предохранитель F01 на 2 А. После предохранителя включен варистор VR04 для защиты от бросков напряжения в сети питания. При «срабатывании» варистора перегорает предохранитель F01, тем самым защищая электронную плату от перенапряжения.  Теоретически, при возникновении такой ситуации, замена предохранителя должна восстановить работу котла.  При этом необходимо заменить и варистор. На плате установлен еще один предохранитель F02 номиналом 1,25 А в цепи управления газовым клапаном. При перегорании указанного предохранителя газовый клапан не откроется и газ в камеру сгорания поступать не будет, на дисплее появится ошибка 501.  Последовательно с первичной обмоткой основного трансформатора питания (TR1) включен терморезистор PC01. Его сопротивление в холодном состоянии около 26 Ом. При нагреве его сопротивление уменьшается. На схеме, возле обмоток трансформатора, указаны напряжения в соответствии с обозначениями на трансформаторе, в скобках я указал реально измеренные напряжения. По рекомендации производителя фазный и нулевой провода питания (220 В) должны быть подключены в соответствии со схемой (или в соответствии с обозначениями на плате). Котел должен быть заземлен. 

Последствия неисправности реле в котле Ariston Clas 24FF

У любого реле могут быть два вида неисправности:

  1. При подаче питания реле не срабатывает, то-есть смена состояния контактов не происходит. Это может быть вызвано неисправностью катушки (обрыв), или обгоранием или повреждением контактной группы.
  2. Так называемое «залипание» контактов. Процесс подобен точечной сварке — реле срабатывает, контакты соединяются, происходит разогрев контактной группы сверх допустимых значений и контакты привариваются друг к другу. После обесточивания реле контакты остаются в соединенном состоянии. Недопустимый разогрев контактов может произойти по разным причинам, например, в следствии износа контактов и последующего увеличения их сопротивления.

В моей практике чаще встречался первый вид неисправности.

И так, смоделируем неисправности реле и узнаем, что при этом может происходить с котлом Ariston Clas 24FF. Обозначения реле соответствуют обозначениям на плате.

1. RL01 — управление вентилятором принудительной тяги (одна группа контактов на замыкание) 

  • При «залипании» контактов (замкнулись и не размыкаются) наблюдается постоянная работа вентилятора принудительной тяги, даже если котел выключить кнопкой «питание». Вентилятор будет прекращать работать только при полном обесточивании котла выключением соответствующего автомата или отключением вилки от розетки (зависит от вида подключения). На дисплее будет высвечиваться ошибка 607.
  • При отсутствии контакта вентилятор не сможет включаться. При этом котел будет блокироваться с выдачей ошибки 6Р1.

2. RL02 — управление сервоприводом трехходового клапана (две группы контактов на переключение, одна из которых не используется)

  • При «залипании» контактов трехходовый клапан будет всегда находиться в положении «Отопление».  При открытии крана с горячей водой котел включится, теплоноситель начнет циркулировать по системе отопления вместо того, чтобы проходить через вторичный теплообменник, нагрев воды для горячего водоснабжения (ГВС) будет отсутствовать. При этом каких-либо ошибок на дисплее не отображается.
  • И наоборот, если при подаче питания на реле для переключения трехходового клапана в режим «Отопление» оно не сработает, то теплоноситель начнет циркулировать через вторичный теплообменник, а не через радиаторы. При этом отбора тепла происходить не будет и котел отключится примерно через минуту из-за быстрого нагрева теплоносителя до установленной температуры. Выждав определенную паузу, котел снова включится и по достижении заданной температуры теплоносителя выключится. Далее циклы будут повторяться.
  • При полном обрыве цепи через контакты трехходовый клапан может остаться в одном из положений, которое было до обрыва цепи, то-есть либо в режиме ГВС, либо в режиме отопление. Если обрыв (перегорание) контактов произойдет в момент работы сервопривода трехходового клапана, то он может остаться в промежуточном состоянии, при этом часть теплоносителя будет проходить через вторичный теплообменник ГВС, а часть через систему отопления.

3. RL03 — переключение скорости циркуляционного насоса (одна группа контактов на переключение)

  • Если реле не будет срабатывать, то насос котла будет работать только на низкой скорости.
  • При «залипании» контактов насос котла будет работать только на высокой скорости.

При неисправности RL03 ошибок на дисплее не будет, поэтому данную неисправность заметить сложно.  Рассмотрим вариант, когда насос будет работать постоянно на низкой скорости. Скорость потока теплоносителя (расход теплоносителя) может оказаться недостаточной для равномерного прогрева всей системы отопления, в частности, радиаторы отопления могут нагреваться не полностью. Кроме того, может наблюдаться частое включение/выключение котла из-за перегрева. Для контроля скорости потока теплоносителя рекомендуется устанавливать расходомеры. Я установил себе расходомер теплоносителя собственной разработки. Теперь я знаю, что если скорость потока уменьшилась, значит в системе отопления что-то пошло не так. Как правило, причиной уменьшения скорости потока является засорение фильтров.

4. RL04 — вкл/выкл циркуляционного насоса (одна группа контактов на замыкание) 

  • При «залипании» контактов насос будет работать постоянно.  Ошибки на дисплее не будет.
  • Если реле не сработает, то насос не включится и циркуляции теплоносителя в системе не будет. На дисплее могут быть ошибки из ряда 103 — 107, что будет означать «Недостаточная циркуляция». Возможен перегрев первичного теплообменника с выдачей ошибки 101.

5. RL05 — подача напряжения на газовый клапан и блок розжига (одна группа контактов на замыкание) 

  • Если реле не сработает, будет отсутствовать подача питания на блок розжига, в результате зажигания газа не произойдет. Котел заблокируется с указанием ошибки 501, которая означает «Нет пламени на горелке». Предполагаю, что газовый клапан при этом будет закрыт.
  • Ситуация с «залипанием» контактов не моделировалась. Можно предположить, что постоянно будет включен режим зажигания (искра для розжига).

6. RL06 — подача напряжения на газовый клапан и блок розжига (одна группа контактов на замыкание) 

  • Если реле не сработает, газовый клапан останется в закрытом состоянии, газ в камеру сгорания поступать не будет, блок розжига сработает и выполнит несколько попыток зажигания (воспринимается на слух), после чего котел заблокируется с указанием ошибки 501.
  • Ситуация с «залипанием» контактов не моделировалась.

В следующей публикации будут рассмотрены ошибки котла Ariston Class 24FF и причины их возникновения.

Поделиться ссылкой:

31 Comments on “Плата котла Ariston Clas 24FF — назначение и функции реле”

  1. Здравствуйте! Подскажите почему реально измеренные напряжения на выходе трансформатора больше чем указано на самом трансформаторе? Может быть это ошибка при измерении?

    1. Здравствуйте Виктор. Я тоже когда проводил измерения первый раз, то немного удивился таким значениям. Но к счастью у меня дома не один измерительный прибор, а несколько. Все мои вольтметры показали одинаковый результат, поэтому ошибки быть не может. Более того, постоянное напряжение для питания реле (в том числе) находится в пределах 30-35 вольт, хотя все реле на 24 вольта. Но у меня на котле ни одно реле не вышло из строя за 10 лет эксплуатации, поэтому я посчитал, что это нормально.

      1. Здравствуйте !код ошибки 307(проблемы с платой) — это означает, что плате конец?или есть шансы ее отремонтировать?( В статье про 307 ошибку ничего не нашел)

        1. Здравствуйте! Вы не ту статью читали, вот в этой статье https://stoptest.ru/neispravnost-kotla-ariston-clas-24ff-kody-oshibok-306-i-307/ я писал про эти ошибки. В ситуации, описанной в статье, котел отображал попеременно коды ошибок 306 и 307. Виновником оказался конденсатор, о чем и написано в статье. Если у вас есть навык работы с электронными схемами то можно сделать следующее: проверить визуально плату на повреждения, проверить соединения главной платы и платы управления (это на которой кнопки стоят), проверить питание на 5-ти вольтовой шине. Оно должно быть в пределах 4.9 до 5,1 вольт. Заменить все электролитические конденсаторы, в первую очередь те, которые относятся к блоку питания. Если это не поможет, значит причина более серьезная и надо обращаться к специалистам.

  2. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста артикул этой электронной платы.

    1. Здравствуйте! Судя по «взрывной» схеме котла артикул конкретно этой платы 65105816 или 65109313-02. Для того что бы найти плату для конкретного своего котла надо посмотреть его код (артикул), он указан на шилде (этикетке) котла. Этикетку моего котла я показываю ниже на фото. Артикул моего котла 3300187. И уже потом спрашивать у поставщиков запчастей подобрать подходящую плату по этому номеру. Для замены платы лучше пригласить специалистов, так как скорее всего понадобится производить настройки в сервисном меню.

  3. Здравствуйте. У меня точно такой АРИСТОН БУ в работе он был пол года. Все исправно. Сняли его и отдали мне без инструкций каких либо бумажек, главное что я не пойму что за блочок с телескопической антенной который вставляется в розетку, соединен с платой управления двухжильным проводом. и еще один двухжильный выходит из блока управления но что за прибор на другом конце не понятно, отрезано.

    1. Здравствуйте. Сложно по словесному описанию понять что это. Возможно это блок GSM для удаленного управления котлом. Этот блок тоже аристоновский или у него другой производитель? Если хотите можете выслать мне фотки этих устройств и как они подключены к плате котла, я мог бы попробовать предположить что это может быть. Шлите на почту dimabart75@yandex.ru

  4. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста в чем может быть проблема, мучаюсь второй день. Ошибка 6Р2, турбину меняли, не она, реле на плате перепояли! , всё равно ошибка. Если принудительно перемкнуть контакт на реле, турбина начинает работать, но котёл все равно не зажигается.

    1. Здравствуйте! Ошибка 6Р2 означает что контакты пневмореле разомкнулись при работе вентилятора. Обратите внимание, что речь идет о ПНЕВМОРЕЛЕ, а не о реле вентилятора. Вот пневмореле и надо проверять и его цепи. Сделайте сброс котла кнопкой Reset, если ошибка пропадет то вентилятор котла должен запуститься, если пневмореле после этого не замкнется, то котел снова выдаст ошибку 6Р2. К сожалению сейчас у себя проверить не могу, так как этот котел демонтирован. Поэтому могу дать только теоретический совет.

  5. Здравствуйте! подскажите пожалуйста где искать неисправность платы котла ariston clas 24 cf.Проблема такая,насос работает скорее всего на малой скорости.Напряжение 145в на клеммах 5и6 не бывает при команде через меню на высокую скорость,так же как и на ножках реле RL3. Должно ли быть на одной из ножек реле RL3 напряжение 145в, а если должно то откуда оно приходит.

    1. Здравствуйте! При команде через меню на высокую скорость реле RL3 срабатывает? Слышно щелчок? Проверьте напряжение на обмотке этого реле при команде на высокую скорость (около 30 вольт). Если это реле умерло, то насос будет работать только на низкой скорости. Его надо проверять. Напряжение 145 вольт должно быть на контактах 5-6 при высокой скорости. Оно ниоткуда не приходит, это «остаточное» напряжение с обмоток насоса при работе насоса на большой скорости.

  6. Здравствуйте,
    хорошая подробная статья, но у меня проблема не переключает треходовой клапан на горячую воду, на контактах сервопривода питание не меняется и на реле напряжения не подает все остальное запускается но греет контур батарей. Подскажите куда копать?

    1. Доброго. Давайте чуть подробнее. Напишите в каком режиме находится котел перед открытием крана с горячей водой? И что происходит когда вы открываете кран с горячей водой? Как реагирует котел на открытие крана горячей воды? У меня есть подозрение на датчик потока нагреваемой воды. Но требуется больше инфы.

  7. Добрый день. Имеется котел Ariston BS II 24 FF. Хотел в GSM-термостате задействовать сигнал «Авария котла», который бы появлялся при аварийной остановке/блокировке котла, но, к сожалению, выяснилось, что у данного котла штатно нет подобного выхода. Возможно ли придумать реализацию подобного сигнала в виде сухого контакта, к примеру, через реле, включенное в цепь питания светодиодов сигнализации аварийной остановки/блокировки? Или может ещё есть варианты для размышления? Если не трудно, помогите, пожалуйста, практическими советами, идеями.

    1. Здравствуйте. Я думаю ваша идея верная.
      Но подключить напрямую обычное электромагнитное реле к светодиоду не получится. Можно попробовать использовать оптическое реле,
      например КР293КП1А (ссылка https://www.chipdip.ru/product/kr293kp1a). Входные управляющие контакты реле подключить последовательно с аварийным светодиодом, соблюдая + и -.
      Если аварийный светодиод в таком включении при аварии засветится, значит тока должно хватить и для светодиода оптического реле При последовательном включении ток будет одинаковым и через светодиод и через светодиод оптического реле).
      Если тока не хватит, придется делать немного посложнее, но пока пробуйте так. Авось повезет )).
      На всякий случай можно проверить включилось ли реле. Это можно сделать мультиметром в режиме измерения сопротивления. Сопротивление включенных контактов должно быть не более 5 -10 Ом.
      Ну а выходные контакты оптического реле уж используйте как хотите. Максимальный ток коммутации 300 мА, напряжение коммутации +-60В. Выходным контактам именно этого реле пофигу на плюс и минус.

      Я не знаю ваших навыков в электронике, поэтому и не знаю понятно вам то, что я написал.
      Если что, пишите. Чем смогу помогу.

  8. Добрый день. Отопление работает нормально. При включении горячей воды, привод трехходового клапана работает не останавливаясь и то и дело котел гаснет и зажигается снова. Цикл между зажиганием газа примерно 4-5 секунд.

    1. Добрый. Скорее всего проблема в самом приводе (как вариант). В приводе внутри есть концевые выключатели. Когда привод доходит до любого из крайних положений, то срабатывает концевой механический выключатель внутри привода и привод останавливается. Если концевик не сработает, то привод будет работать постоянно. При этом клапан будет все время переключать по кругу режимы отопления и нагрева воды с периодичностью примерно 5 сек., возможно с этим как то связано зажигание газа. Предлагаю вскрыть привод, там корпус на защелках. И посмотреть как там состояние контактов и механизма. Крышку вскрывайте очень аккуратно — там внутри пружинки, они могут повыскакивать и улететь далеко, фиг найдешь. Если что, пишите.

      1. Я его вчера разбирал, контакты почистил, но ничего не поменялось. Возможно концевыки не срабатывают. Хочу попробовать снять привод и переключить клапан вручную, проверить будет отключаться подача газа или нет, если будет нормально работать, то придется с концевиками что-то придумывать.

  9. Добрый день Дмитрий. После вероятных отключений питающей сети вышла ошибка 302. После сброса — проработал сутки и опять 302, но уже не сбрасывается(горят все индикаторы). На вид горелостей и вздутий конденсаторов нет. Подскажите пожалуйста где копать?

  10. Добрый день. Имею котел Ariston Class 24 CF (дымоходный).
    Вдруг возникла ошибка 108 ( Отсутствует вода в первичном контуре P<Pmin), котел проходит запуск, отрабатывает трехходовой клапан, запускается насос, поджига нет, через несколько секунд ошибка 108.
    Проверено:
    1. Давление в системе по манометру выставлено 1.8 бар
    2. Проверены сопротивления всех датчиков температуры NTC (9.6 кОм) и перегрева (около 0 Ом)
    3. Проверен конденсатор насоса (1.8 мкф)
    4. Проверен датчик протока (при включении разбора воды ГВС сопротивление импульсно падает до нуля при проходе магнита через геркон)

    Где искать не знаю. Окажите пожалуйста помощь, котел уже весь мозг выел.

    1. Добрый день. Есть несколько уточняющих вопросов:
      1. Эта ошибка появляется в режиме отопления или в режиме нагрева горячей воды?
      2. Ошибка появляется до розжига горелки, т.е. котел даже не начинает греть воду?

      Ну и сразу пара советов:
      Проверьте есть ли в вашей модификации котла датчик давления теплоносителя, именно датчик, не манометр.
      По смыслу только он может «знать» до розжига горелки, что давление в системе ниже нормы, ну а если по факту давление в норме, то этот датчик просто не исправен.

  11. Еще раз добрый день.
    Ошибка появляется в обоих режимах (отопление и ГВС). Ошибка появляется до розжига горелки, сигнал на розжиг плата даже не дает.
    В моей модификации нет датчика давления теплоносителя, не понимаю, как плата получает сигнал о низком или отсутствии давления при физическом отсутствии датчика?
    Дополнительные исследования показали, что после сброса платы к заводским настройкам все начало работать в штатном режиме, но через несколько пусков котла все повторилось с ошибкой 108.
    Вопрос так и не решен. Откуда ошибка, если анализа давления в плате быть не может, ввиду отсутствия датчика давления

    1. Добрый день. Могу сделать еще пару предположений. Плата вещь универсальная и может устанавливаться в котлы, в которых датчик давления есть. Посмотрите в меню параметр 2.4.7. Его значение должно быть Ноль. Это значит, что в котле не используется датчик давления. Следующий этап: на данной плате датчик давления потенциально может подключатся на контакты 9,7 разъема CN04. Осмотрите этот разъем. Попробуйте замкнуть эти контакты, но не коротко, а через резистор сопротивлением примерно 470 Ом. Если ничего не изменится, то уменьшайте сопротивление резистора до 100 Ом. Ну типа попробовать обмануть котел, показав, что датчик у него как бы есть и он замкнут. Я позже могу смоделировать ситуацию с этим разъемом на своем котле, если для вас это еще актуально. Ну и как вариант что то с прошивкой, тогда надо уже в сервис обращаться, скорее всего плату под замену.

  12. Здравствуйте! Котел Аристон класс 24ff была ошибка 6р1 не работал вентилятор. Выпаил реле разобрал почистил контакты, впаял. Сделал глупейшую ошибку, проверил реле впаянное на исправность. Все установил на место. Котел вообще перестал реагировать индикация не светится. Что можно спалить подав напряжение 20 В на катушку впаянного реле? Сначала были слышны какие то счелчки в районе газового реле. Может есть какая защита? Кроме предохранителя? В синей коробке только понижающий трансформатор? Нашел транзистор полевой пробитый на КЗ. Между базой и эмитором или катодом короткое. Может ли этот транзистор быть того, что плата перестала реагировать на сигналы? Ремонтирует ли кто в Беларуси эти платы или проще и по цене купить новую?Спасибо!

    1. Добрый день. Так можно спалить цепи коммутации реле. Вопрос в том в какой полярности вы подали 20 вольт. В общем могло сгореть все что угодно и много, тут совет сложно дать. К сожалению. Насчет ремонта в Беларуси не знаю. Я из Омска )).

Добавить комментарий